Сайт музыкального руководителя МБДОУ - детский сад № 251
Мастер-класс для родителей «Сказки — шумелки»Мастер-класс для родителей «Сказки — шумелки» Цель: побуждение родителей и детей к творческому музицированию и инструментальной деятельности. В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи: 1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них; 2. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, мелкой моторики рук, творческого потенциала, коллективных навыков игры; 3. формирование художественного вкуса. Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам 2. Импровизация звуковых картин на заданную тему 3. Звуковая иллюстрация стихов 4. Сказки- шумелки Сказки- шумелки - одна из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу. Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость. Сказка «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими. § Вот пошла слониха-мама. Медленно. § А за ней — её слонёнок. Быстро. § Прошла рядом мама-кошка. Медленно. § А за ней — её котёнок. Быстро. § Пробежал смешной щеночек. Быстро. § А навстречу — папа-пёс. Медленно. § А за ним собака-мама. Медленно. § Собака-бабушка. Медленно. § И маленький братишка-щенок. Быстро. Или шумелка-парочка «Далеко-близко»: § Далеко проехал трактор. Тихо. § Близко проскочил трамвай. Громко. § Далеко прошёл автобус. Тихо. § А поближе — грузовик. Громко. § А поближе — мотоцикл. Ещё громче. § А подальше — мотоцикл. Тише. § И подальше — мотоцикл. Ещё тише. Сказка-шумелка «Весенняя прогулка» § Однажды Танечка с мамой пошли гулять. Шаги. (трещётка, колотушка) § Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички. «Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник… § Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему. Громкие и медленные шаги (трещётка, колотушка) § Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку. Тихие и быстрые шаги (колотушка) § А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела. «Жжжжжж» (шумелка) § Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве. Пошелестеть бумагой. § Ну надо же! — восклинула мама. — Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик. Фыр-фыр-фыр (маракасы) § Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой. Шаги (трещётка, колотушка) § По дороге они ещё встретили дятла. Постучать по дощечке. § Но это уже другая история. А пока — конец! Удар по треугольнику «Зачем всё это?» - спросите вы……. Играя на шумовых инструментах, дети • во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой) • во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, • в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они (сделанные вместе с родителями) вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. 19 мая 2018 в 14:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.