Сайт музыкального руководителя МБДОУ - детский сад № 251

Мастер-класс для родителей «Сказки — шумелки»

Мастер-класс для родителей «Сказки — шумелки»

Цель: побуждение родителей и детей к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

2.  развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, мелкой моторики рук, творческого потенциала, коллективных навыков игры;

3.  формирование художественного вкуса.

Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки- шумелки

 Сказки- шумелки - одна из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Сказка  «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.

§  Вот пошла слониха-мама.

Медленно.

§  А за ней — её слонёнок.

Быстро.

§  Прошла рядом мама-кошка.

Медленно.

§  А за ней — её котёнок.

Быстро.

§  Пробежал смешной щеночек.

Быстро.

§  А навстречу — папа-пёс.

Медленно.

§  А за ним собака-мама.

Медленно.

§  Собака-бабушка.

Медленно.

§  И маленький братишка-щенок.

Быстро.

Или шумелка-парочка «Далеко-близко»:

§  Далеко проехал трактор.

Тихо.

§  Близко проскочил трамвай.

Громко.

§  Далеко прошёл автобус.

Тихо.

§  А поближе — грузовик.

Громко.

§  А поближе — мотоцикл.

Ещё громче.

§  А подальше — мотоцикл.

Тише.

§  И подальше — мотоцикл.

Ещё тише.

Сказка-шумелка «Весенняя прогулка»

§  Однажды Танечка с мамой пошли гулять.

Шаги. (трещётка, колотушка)

§  Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.

«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…

§  Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему.

Громкие и медленные шаги (трещётка, колотушка)

§  Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.

Тихие и быстрые шаги (колотушка)

§  А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.

«Жжжжжж» (шумелка)

§  Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.

Пошелестеть бумагой.

§  Ну надо же! — восклинула мама. — Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.

Фыр-фыр-фыр (маракасы)

§  Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.

Шаги (трещётка, колотушка)

§  По дороге они ещё встретили дятла.

Постучать по дощечке.

§  Но это уже другая история. А пока — конец!

Удар по треугольнику

«Зачем всё это?» - спросите вы…….

Играя на шумовых инструментах, дети

• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)

• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они (сделанные вместе с родителями) вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

19 мая 2018 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.